«Это вам не чемпионат мира, здесь не может быть победителя!»

Вчера в Екатеринбурге начался III Симфоничеcкий форум России. За несколько часов до начала «ОГ» встретилась с художественным руководителем форума и главным дирижёром Уральского академического филармонического оркестра Дмитрием Лиссом. Даже беглого взгляда на программу форума достаточно, чтобы сказать – она сильна и масштабом, и уровнем приехавших оркестров (их на форуме семь).

Увидеть выступление Уральского филармонического оркестра под руководством Дмитрия Лисса (на фото) можно будет 18 сентября. Музыканты исполнят Симфонию №3 Авета Тертеряна. А вчера они сыграли Симфонию № 41 «Юпитер» Моцарта. Дирижировал Элиаху Инбал

– Мы всегда стараемся сделать нашим слушателям какой-то подарок, – рассказывает Дмитрий Лисс. – Концерт-открытие провёдет всемирно известный израильский дирижёр Элиаху Инбал, который впервые приехал в Россию. Он руководил многими оркестрами мира. И вот теперь – нашим филармоническим.

– Тематически нынешний форум посвящён музыке Авета Тертеряна…

– Не совсем. В рамках форума мы отмечаем 85-летие маэстро, но это только два концерта. Один даст наш оркестр, а второй – ярославский. Всё остальное – на любой вкус. У форума нет тематической идеи, это не фестиваль. Форум – это собрание оркестров, где каждый предлагает лучшее, что может показать. Мы не диктуем, что играть.

– Форум – не конкурс. Значит, тут нет лучших и худших?

– Да. Но всё равно слушатели волей-неволей сравнивают уровень оркестров. И какой-то элемент соревновательности присутствует. Даже когда оркестр выезжает на любые гастроли – это уже соревнование. В этом смысле форум не исключение.

– Авет Тертерян в 1990-е годы жил в Екатеринбурге. Довелось пообщаться?

– Судьба распорядилась так, что мне не удалось с ним встретиться. Это трагическая история: я приехал в Екатеринбург подписывать контракт в качестве главного дирижёра Свердловского филармонического оркестра за день до открытия фестиваля Авета Тертеряна в нашем зале. И это был день смерти Мастера. Мы разминулись с ним буквально на день. Вот такая немного даже мистическая история. Но я много общался с его вдовой, которая, к сожалению, тоже ушла из жизни. Я много дирижировал его музыку. И не только с нашим оркестром.

– На предыдущих двух фестивалях проводился конкурс симфонической музыки для детей «Петя и Волк». А в этом году конкурс не заявлен в программе. Что случилось?

– Да, его нет в программе. Положа руку на сердце, члены жюри на последнем конкурсе испытывали огромные проблемы с выбором произведения для финала. И как-то пришли к выводу, что в таком формате конкурс не имеет смысла. Нашей целью были поиски новых интересных произведений, но большинство участников шли по проторённым путям. Нужно спокойно подумать, почему так получилось, но это не от нас зависит, конечно. Зависит это от того, что происходит в музыкальной жизни, и от композиторов, от каких-то общих тенденций…

– И что же, на ваш взгляд, происходит?

– Какое-то переосмысливание. Если в детской литературе есть шедевры, то в симфонической музыке такие шедевры можно пересчитать по пальцам одной руки. И ещё пальцы останутся. Это музыка Прокофьева «Петя и Волк». На том же уровне стоит «Путеводитель по оркестру» Бриттена, а вот дальше начинаются проблемы. Когда я делал свои первые шаги на дирижёрском поприще своем ещё молодым человеком, мне довелось продирижировать огромное количество произведений, написанных для детей. И уже тогда была понятна проблема. Композиторы либо подражали музыке мультфильмов, либо шли по пути упрощения, заигрывания детьми. Этого нельзя делать ни в коем случае. Потому что симфоническая музыка для детей должна быть не менее качественной, чем для взрослых. Написать симфоническое произведение для детей ещё сложнее, чем написать просто шедевр. И дано это очень и очень немногим.

– Вернёмся к форуму. Чего ждёте от нынешней программы?

– Всегда жду, что процесс, который сейчас идет в регионах России, захватит как можно больше коллективов. Чтобы не было оркестров, которые влачат нищенское существование. Чтобы критерии качества были на самом высоком уровне для всех. И эта тенденция сегодня уже наметилась. Я хочу видеть её развитие. Форум для меня – это встреча друзей, людей, которых я знаю многие годы. А может быть, и знакомства с новыми людьми. Вот скажем, как с Элиаху Инбалом.

– В прессе прошло много отзывов о предыдущих форумах. Как гладких, так и резких. Критики были строги?

– Любой критик даёт личностную оценку. Это естественно. Я очень спокойно отношусь к этой полифонии мнений. Объективно – исполнительский уровень растёт. В этом форуме, например, участвует ведущий оркестр страны – Государственный оркестр имени Светланова. Хотя в музыке нет главных и не главных. Это вам не чемпионат мира, здесь не может быть победителя. Это оркестровая элита. Приезд пермского оркестра «musicAeterna» (Мьюзик Аэтерна) – это тоже событие. Вот это самое главное для меня: благодаря авторитету, который форум завоевал, наша публика может слушать очень достойные коллективы.

Автор: Софья Ерохина

Источник: "Областная газета"

12 сентября 2014

Новости

10 октября 2014

С 12 по 19 октября концерты III Симфонического форума России, проходившего в Екатеринбурге с 11 по 18 сентября 2014 года, можно будет услышать в специальном цикле программ «Концертный зал радио "Орфей"».

Партнеры Симфонического форума

Лукойл avs Студия флористики  «Лаборатория Касперского»
Ельцин Центр atrium Отель «Грин Парк Отель»
Отель «Высоцкий» Мариинс Новотель ТрансОтель
Отель Park Inn Газета Журнал Музыкальная жизнь Интернет-телевидение malina.am
Авто Плюс Отель Журнал Журнал National Business
Музыкальный журнал Российская газета Радио Радио Романтика