Независимая газета: О чем эта музыка

"Место встречи российских оркестров" - девиз Второго Симфонического форума, собравшего в Екатеринбурге оркестры со всей России. Второй форум - безусловный шаг вперед по сравнению с Первым, состоявшимся два года назад. Сама идея подобного смотра носилась в воздухе как минимум с 2007 года, когда на II Фестивале оркестров мира в Москве выступил Уральский академический филармонический оркестр (УАФО) - базовый коллектив Свердловской филармонии. Концерт показал, что на фоне европейских оркестров российские отнюдь не теряются, и напрашивалась мысль о фестивале, где были бы представлены именно отечественные коллективы.

Программа Первого форума сложилась до некоторой степени стихийно: к УАФО и Большому симфоническому оркестру, чьи концерты в Екатеринбурге были запланированы уже давно, добавились коллективы из Омска и Казани, получившие приглашения за сравнительно короткий срок. Нынешний смотр готовился гораздо дольше; если Первому форуму успех гарантировали имена таких патриархов, как Дмитрий Китаенко и Владимир Федосеев, то самой привлекательной чертой второго стал в первую очередь всероссийский охват: семь оркестров, каждый из которых дал также по концерту в одном из городов области.

Помимо УАФО и Уральского молодежного оркестра в Екатеринбурге выступили "Новая Россия", оркестры из Волгограда, Красноярска, Белгорода и Петрозаводска. Каждый был свободен в выборе репертуара, и следует ли удивляться тому, что афиша форума выглядела достаточно консервативно? Вполне изысканная по идее программа Красноярского оркестра, - Форе, Прокофьев, Дворжак - отнюдь не была таковой по уровню исполнения. В остальном же в афише преобладали Берлиоз, Брамс, Чайковский, Рахманинов, а роль современных композиторов исполняли Шостакович, Барток и Прокофьев. Вероятно, это не может быть иначе, пока у форума нет художественного руководителя, который занимался бы не только отбором коллективов, но и афишей в целом.

Наиболее оригинальной оказалась программа-открытие, где Андрей Борейко - крупнейшая звезда среди дирижеров форума - представил "Русалочку" Цемлинского и Адажио из Десятой симфонии Малера. Тогда как Белгородский оркестр с Пятыми симфониями Чайковского и Шостаковича в оригинальности упрекнуть трудно. Отсутствие репертуарных изысков позволяло полностью сосредоточиться на оркестре, которым дирижировал Рашит Нигаматуллин, ученик Геннадия Рождественского. Пятая Чайковского в его интерпретации звучала по-хорошему старомодно, напоминая записи Евгения Светланова, в исполнении был живой нерв, а оркестр демонстрировал густой, плотный саунд, резковатый в tutti. Шостаковича сыграли менее аккуратно - грубые, рубленые аккорды в Allegretto и отнюдь не безукоризненное соло скрипки. Однако драйв был и здесь, и в двух фрагментах балета "Болт", в честь дня рождения Шостаковича исполненных на бис.

Более смутное впечатление произвел концерт оркестра Карельской филармонии: с одной стороны - небанальная программа из "Калевалы" карельского композитора Раутио, Четвертой симфонии Сибелиуса и Третьей Рахманинова. С другой - ностальгически-меланхоличное настроение, одинаковое для всех трех номеров, при нехватке того самого драйва. Симфония Сибелиуса все же задела за живое: в отличие от иных сочинений вроде той же Пятой Чайковского, обреченных на успех, она требует активного соучастия слушателя. "Непонятно, о чем эта музыка", - недовольно шептались в кулуарах, и тем интереснее пытаться разгадать эту странную симфонию, украшенную мощным соло виолончели в начале. По словам маэстро Мариуса Стравинского, он планировал исполнить в Екатеринбурге современное сочинение, - например, Адеса или Этвеша - однако Карельская филармония идею не одобрила.

Стоит ли говорить, что увереннее других участников форума звучал УАФО, давно ставший оркестром международного класса. Если другие концерты несли в первую очередь информацию о состоянии оркестрового дела в регионах, заключительный концерт УАФО нес публике счастье. Под управлением Дмитрия Лисса Концерт для оркестра Бартока и Пятая симфония Прокофьева сыграли практически идеально. И если следующий форум приобретет элементы конкурса, - по аналогии с "Золотой маской" - что может повысить интерес к нему и его участникам, нетрудно предположить, у какого коллектива больше шансов на первое место. Однако можно оценивать не только оркестры в целом, но и лучших солистов, лучшие программы и многое другое; а это уже вопрос художественного руководства, необходимого форуму для движения вперед.

Автор: Илья Овчинниковб Екатеринбург-Москва 

Источник: Независимая газета

8 октября 2012

Новости

10 октября 2014

С 12 по 19 октября концерты III Симфонического форума России, проходившего в Екатеринбурге с 11 по 18 сентября 2014 года, можно будет услышать в специальном цикле программ «Концертный зал радио "Орфей"».

Партнеры Симфонического форума

Лукойл avs Студия флористики  «Лаборатория Касперского»
Ельцин Центр atrium Отель «Грин Парк Отель»
Отель «Высоцкий» Мариинс Новотель ТрансОтель
Отель Park Inn Газета Журнал Музыкальная жизнь Интернет-телевидение malina.am
Авто Плюс Отель Журнал Журнал National Business
Музыкальный журнал Российская газета Радио Радио Романтика