Андрей Борейко о принце-Малере и русалочке-Цемлинском

Андрей Борейко: «Вновь встретившись с оркестром двадцать лет спустя, я вижу, что он не только не потерял ничего, но и приобрел очень много нового. Не только в России, но и за рубежом я очень часто слышу, что Уральский филармонический оркестр на сегодняшний день является одним из лучших оркестров России и, безусловно, лучшим оркестром за пределами Москвы и Петербурга. Это все очень приятно, и когда я получил приглашение приехать (меня много раз приглашали, но не получалось – у меня на три года вперед все расписано), в этот раз получилось и я несказанно этому рад. 

И, конечно, хотелось привезти что-то такое, чего жители этого города не слышали. Поэтому в программе оказалось сочинение Александра Цемлинского «Русалочка», название которого вроде бы звучит абсолютно безобидно: ну да, музыкальная сказка по Андерсену «Русалочка». На самом деле все не так просто, потому что это очень автобиографическое сочинение Цемлинского, совершенно безнадежно влюбленного в свою 16-летнюю ученицу Альму Малер, которая через несколько лет стала женой боготворимого им композитора Густава Малера. В этом сочинении, которое было написано в 1905 году, все встало с головы на ноги, потому что русалочка – это сам Цемлинский, а вот брак принца – это брак Альмы Малер с Густавом Малером. Этим сочинением он не просто иллюстрировал Андерсена, а писал кровью сердца о своей трагедии. В этой музыке вы услышите настоящие большие эмоции, которые не всегда проявляются в музыке, написанной на сказочные сюжеты.

Второе сочинение – это Адажио из Десятой симфонии Малера. Она, как известно, Малером не закончена. Завершена была только Первая часть, поэтому мы решили взять только ее. В партитуре написано: «жить для тебя и умереть за тебя» – это посвящение своей жене Альме Малер. 

Так что, этот концерт связан с именем Альмы Малер, о которой можно говорить очень долго. Но я скажу только одно: эта женщина, видимо, обладала какими-то невероятными качествами, потому что она провела жизнь с четырьмя великими, гениальными артистами – по очереди, конечно, не вместе (смеется). Среди ее мужей был и композитор гениальный, и архитектор – Вальтер Гропиус, и писатель – Франц Верфель, и художник – Оскар Кокошко. Комплектик, надо сказать, неплохой. И эти два произведения тоже вдохновлены любовью к этой женщине. Поэтому любовь является центром этой программы. 

Мне, живущему 20 лет за границей, вообще очень приятно, что в России есть такое явление как Симфонический форум, и втройне приятно, что он проходит здесь. Аналогов таким форумам, в которых принимает участие до семи оркестров, я не знаю. Есть, конечно, фестивали, на которые приезжают в течение полутора месяцев разные оркестры, но это совершенно не то же самое. Возможность увидеть коллективы одной страны на протяжении 10 дней – это уникальная возможность оценить положение дел. 

Симфонические оркестры очень часто варятся в своем собственном соку, потому что очень мало оркестров, которые могут выезжать в разные страны. Поэтому – мои поздравления организаторам, пожелания им «ни пуха, ни пера» и на этот раз, и на все последующие. Я уверен, что их будет не мало».

(по материалам пресс-конференции 18.09.12 в пресс-центре ИТАР-ТАСС)

 

18 сентября 2012

Новости

10 октября 2014

С 12 по 19 октября концерты III Симфонического форума России, проходившего в Екатеринбурге с 11 по 18 сентября 2014 года, можно будет услышать в специальном цикле программ «Концертный зал радио "Орфей"».

Партнеры Симфонического форума

Лукойл avs Студия флористики  «Лаборатория Касперского»
Ельцин Центр atrium Отель «Грин Парк Отель»
Отель «Высоцкий» Мариинс Новотель ТрансОтель
Отель Park Inn Газета Журнал Музыкальная жизнь Интернет-телевидение malina.am
Авто Плюс Отель Журнал Журнал National Business
Музыкальный журнал Российская газета Радио Радио Романтика